Возмещение в ФСС
Как оформить возмещение расходов на спецодежду и СИЗ в ФСС
Основная информация об услуге
Каждый работодатель ежемесячно отчисляет с зарплат сотрудников в ФСС взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и развития профессиональных заболеваний. Эти средства могут быть израсходованы на:
-
выплату социальных пособий и компенсаций;
-
покрытие дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованных лиц;
-
финансирование предупредительных трудоохранных мер.
В последнем случае работодатель имеет возможность направлять страховые отчисления на производственную безопасность, в том числе – на приобретение СИЗ. Воспользоваться предоставляемой государственной льготой могут предприятия, использующие средства индивидуальной защиты:
-
произведенные на территории РФ или ЕврАзЭС;
-
изготовленные из тканей и нетканых материалов российского производства;
-
соответствующие требованиям ГОСТ 12.4.011-89;
-
имеющие сертификаты или декларации соответствия Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 019/2011;
-
приобретаемые и выдаваемые в соответствии с отраслевыми и межотраслевыми типовыми
нормами.
Новые правила возврата денег за спецодежду через ФСС
С 19 сентября 2021 года вступили в действие новые правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, утвержденные Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 467н от 14.07.2021 г. Новая редакция документа отличается от прежней тремя пунктами:
-
Финансирование мероприятий по охране труда производится не за счет взносов в ФСС, подлежащих уплате, а за счет начисленных сумм. Раньше работодатель-страхователь выделял деньги на приобретение спецодежды из страховых взносов, уменьшая их на затраченную сумму. Теперь он должен перечислять средства в ФСС в полном объеме, покупать СИЗ за счет предприятия, а затем обращаться в Фонд Соцстрахования с заявлением на возмещение расходов. После одобрения заявления ФСС перечисляет деньги на счет страхователя.
-
Компенсации за счет страховых взносов подлежат расходы, направленные на борьбу с COVID-19 – на приобретение медицинских масок, лицевых щитков, бахил, перчаток, защитных костюмов, одноразовых халатов, бесконтактных термометров, антисептиков, препаратов и оборудования для комплексной дезинфекции помещений, транспортных средств.
-
В ФСС нужно обращаться дважды. Первый раз – до 1 августа с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер, второй раз – до 15 декабря с заявлением о возмещении расходов на предупредительные меры.
Новые условия получения компенсаций продиктованы переходом на систему прямых выплат в соответствии с постановлением Правительства № 294 от 21.04.2011.
Каков размер компенсации от ФСС за спецодежду?
На предупредительные меры работодатель может направить до 20% страховых отчислений за предшествующий календарный год, за исключением средств, выплаченных работникам при наступлении страховых случаев. Эта сумма может быть увеличена до 30% при условии выделения дополнительных средств на санаторно-курортное лечение сотрудников предпенсионного возраста.
Для организаций с численностью персонала до 100 человек, в течение двух и более лет не пользовавшихся предоставляемой государством льготой, сумма возврата средств рассчитывается от страховых взносов за три предшествующих года. При этом максимальный размер компенсации не может превышать сумму страховых отчислений организации за текущий финансовый год, за вычетом расходов на страховое обеспечение несчастных случаев и профзаболеваний.
Как получить компенсацию за СИЗ от ФСС?
Для возмещения расходов на СИЗ за счет средств ФСС в 2021 году нужно подать заявление в Фонд соцстрахования и подготовить пакет документов. Форма заявления утверждена приказом ФСС РФ № 237 от 07.05.2019 года, шаблон и образец заполнения можно увидеть на Едином портале государственных услуг. Цель подачи заявления – получение положительного решения о предоставлении компенсации на приобретение СИЗ. Вместе с заявлением работодатель должен представить в ФСС следующие документы:
-
План финансового обеспечения предупредительных мер.
-
Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
-
Документы, обосновывающие финансовое обеспечение от ФСС.
-
В случае подачи документов уполномоченным представителем заявителя – его удостоверение личности и доверенность.
Для обоснования возврата средств за спецодежду от ФСС в 2021 году нужно представить копии:
-
перечня приобретаемых СИЗ, в котором указаны профессии и должности работников, нормы выдачи, количество, даты изготовления и срок годности спецодежды;
-
договора на приобретение СИЗ;
-
финансовых документов, подтверждающих приобретение спецодежды;
-
сертификатов (деклараций) соответствия Техрегламенту Таможенного союза;
-
заключения о происхождении товара.
Как подать готовый пакет документов?
Физические, юридические лица и индивидуальные предприниматели подают заявление на бумажном или электронном носителе любым удобным способом:
-
лично;
-
через уполномоченного представителя;
-
через МФЦ или ЕПГУ;
-
отправляют по почте.
Все документы представляются в ФСС в двух экземплярах, заверяются печатью и подписью руководителя предприятия. Документы, подаваемые онлайн, заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.
Причины отказа
После рассмотрения и проверки документов заявителя на возмещение за спецодежду ФСС принимает решение о предоставлении финансирования или выносит обоснованный отказ. Возможные причины отказа:
-
наличие у предприятия задолженностей, недоимок, пеней, штрафов в ФСС на момент подачи заявления;
-
бюджет Фонда социального страхования полностью распределен;
-
документы содержат недостоверные сведения;
-
представление неполного комплекта документов.
В случае получения отказа, если сроки позволяют, страхователь вправе обратиться в ФСС повторным заявлением. Услуга предоставляется бесплатно. Отказ в приеме документов, требование представить документы сверх установленного перечня и иные нарушения можно обжаловать в вышестоящих органах ФСС или в суде.
Приобретение СИЗ за счет средств ФСС – это хорошая помощь субъектам хозяйственной деятельности от государства. Для того чтобы реализовать свое право на получение этой льготы работодателю следует начать оформлять документы на 2-3 месяца раньше, чтобы успеть исправить все недочеты и не прийти в ФСС в последних рядах, когда бюджет уже распределен.